Давайте будем откровенны — успех компании или командной работы на 90% (если не больше) зависит от лидера. Хорошие качества руководителя способны пробудить трудолюбие, инициативность и креативность подчиненных, но плохой лидер загоняет в стагнацию и апатию всю команду. Сейчас мы наблюдаем, как устройство мира меняется прямо на глазах (во многом катализатором таких изменений стала пандемия), и образ идеального лидера изменился — он стал более гибким, адаптивным. Какие качества теперь нужны руководителям?
Несите ответственность
Хороший лидер всегда должен понимать свою зону ответственности. Это не значит, что нужно нести ответственность за все и вся! Вы должны понять и принять, что некоторые обстоятельства Вам неподвластны, и работать с тем, что есть. Всегда есть соблазн приписать себе успех, обеспеченный случайностью, или списать поражение на воздействие каких-либо непреодолимых внешних сил, тогда как вина за провал целиком и полностью лежит на Ваших плечах.
Почитайте больше о границах ответственности в статье: "Как правильно оценивать решения - по результату или нет".
Если Вы хотите вести за собой людей в это непростое время, Вы должны смело брать на себя ответственность за свои решения. Не бойтесь — на самом деле это дарит потрясающее чувство свободы! Такое качество пригодится и в личной жизни. Например, как только я осознала, что имею больше контроля над своей жизнью (и несу больше ответственности, разумеется), жить стало намного приятнее и интереснее.
Прислушивайтесь к подчиненным
У этого аспекта лидерства есть две грани. С одной стороны, Вам нужно создавать для подчиненных комфортные условия работы. Человеческий ресурс — самый важный в команде, и от благосостояния Ваших работников зависит успех всего предприятия. Как далеко Вы уедете, если Ваши работники будут эмоционально выгорать и потеряют всякую мотивацию к работе?
С другой стороны, лидер — это не значит всезнающий специалист во всех областях. Ваши подчиненные наверняка лучше знают специфику своей работы, нежели Вы (без обид). Типичная ошибка менеджера — убежденность в том, что он лучше знает, как организовать работу специалиста, нежели сам специалист. Не повторяйте ее. Действительно, управляющий способен со стороны посмотреть на процесс работы и предложить меры по улучшению или ускорению этого процесса. Но перед принятием таких мер всегда нужно советоваться со специалистом, которого они касаются. С другой стороны, если сотрудник предлагает методы оптимизации своей работы, прислушайтесь к нему. В Ваших же интересах, чтобы работа каждого отдельного сотрудника была легче!
Не идите на поводу
Вам нужно понимать, что люди в большинстве своем — создания довольно ленивые и стремящиеся к пассивной жизни. Скорее всего, большая часть Ваших работников относится именно к этой категории. Если постоянно исполнять их просьбы и желания, рано или поздно они сядут Вам на шею. Баланс между этим пунктом и предыдущим довольно сложно найти, но это необходимо. Вот простой совет: ставьте в приоритет пользу для команды, а не личные выгоды каждого отдельного сотрудника.
Узнайте об управлении командой в кризисное время, прочитав статью: "Управляем командой правильно: что делать, если сотрудники измотаны (и вы тоже)".
Имейте запасной план
Как бы тщательно мы ни планировали свое будущее, реальность всегда кардинально отличается от этих планов. В обычной жизни отсутствие плана не так страшно — одному человеку всегда проще развернуться и быстро поменять направление действий. Команда — другое дело. Для изменения курса командной деятельности обычно нужно время. Чем больше команда, чем больше ресурсов задействовано в работе — тем больше времени нужно на смену плана. Хороший руководитель всегда старается учитывать несколько вероятных исходов событий и подготовиться к каждому из них.
Вот простой пример — Вы знали, что пандемию 2020 года с наименьшими потерями пережили те страны, у которых был наготове план на случай массовой эпидемии? Лидеры этих государств заранее составили план действий, который включал в себя быстрое реагирование на новости, изоляцию, карантин, медицинские осмотры, анализы, переоборудование госпиталей и массу других деталей. Это позволило им в экстренных условиях не тратить время на обсуждение плана, а моментально действовать. Такой подход спас тысячи человеческих жизней.
В бизнесе (да и любой командной деятельности) это работает точно так же. Чтобы не отдавать панические хаотичные команды своим подчиненным, заранее подготовьте план действий на случай нескольких наиболее вероятных ЧП. В условиях производства это может быть, например, задержка поставки сырья или крайне недовольный клиент, грозящий повесткой в суд. Вспоминаем про зону ответственности: могли ли Вы предотвратить ЧП? Нет. Но Вы сделали все возможное, чтобы выйти из этой ситуации без потерь — подготовили план и следовали ему. Приятный бонус — спокойствие во время непредвиденных ситуаций вызывает искреннее уважение у подчиненных! Записать свои цели и план Вы можете в Сервисе.
Учитесь импровизировать
К сожалению (или к счастью?), даже самый проработанный план никогда не может учесть все варианты развития событий, поэтому лидер должен уметь импровизировать. Быстрое принятие сложных решений — важное качество для любого человека, но руководителю оно просто необходимо. Здесь нет никакого универсального чудо-совета, который научит Вас моментально реагировать на возникшие трудности. Тренируйте скорость мышления, старайтесь всегда быть в курсе глобальных событий, касающихся Вашей деятельности, учитесь сохранять холодное мышление перед лицом опасности и непредвиденных обстоятельств.
Лидерство никогда не было простым делом, и сейчас оно стало еще труднее. Но именно активные и легко адаптирующиеся лидеры способны изменить мир.
РазноеОставить отзыв
Как быть лидером? Это сложный вопрос, ответ на который может растянуться на несколько обширных трактатов. Об этом писали политики и полководцы, философы и бизнесмены... Но сейчас образ идеального лидера и нужные ему качества заметно изменились.
Жан-Симон Бертелеми, "Александр Македонский перерубает гордиев узел"