Стресс превратился в неотъемлемую часть жизни практически любого работающего человека. С ним приходится уживаться, чтобы волнение и нервозность не выбивали из колеи.
Полезное по теме: «Ему плевать?»: как руководитель должен реагировать на стресс в команде
Если Вам нужны инициативные и креативные сотрудники, умеющие находить нестандартные решения в стрессовых условиях, важно не перебирать сотни кандидатов, а создать нужную атмосферу. В результате работники станут мыслить самостоятельно, начнут предлагать идеи и перестанут ждать конкретных указаний, без которых не могут ступить и шагу.
Квалифицированный импровизатор — находка для бизнеса. Такие люди становятся локомотивом команды: они находят нестандартные решения, повышают КПД всей команды и вдохновляют остальных последовать своему примеру.
Почему импровизация сотрудников — ключ к развитию бизнеса
Логика предпринимателей «старой закалки» совершенно иная. Они считают, что процветание бизнеса становится возможным только благодаря четким инструкциям, дотошному контролю и тотальному следованию установленным правилам. Импровизация в эту схему не вписывается.
На самом деле, умение принимать решения по ходу дела — это основной фактор организационной гибкости. Таких людей сложнее застать врасплох, потому что они умеют адаптироваться.
За примерами далеко ходить не надо: весь печально известный 2020 год — лучшая иллюстрация. Страшно подумать, сколько компаний закрылось из-за того, что они были не готовы к переходу в онлайн. На другой стороне баррикады находятся фирмы, агентства и сервисы, драйверная сила которых смогла быстро сориентироваться и принять новые правила игры на выбывание.
Многие из тех, кто торговали на оффлайн-площадках, оперативно перебрались на маркетплейсы, в социальные сети и принялись развивать свои сайты. Косметические предприятия начали массово выпускать брендовые антисептики. Зачем? Ответ очень простой: правительство ввело правило, согласно которому продолжить работу официально имели право только те предприятия, которые выпускают товары первой необходимости. Антисептики как раз входили в список. Параллельно компании выпускали привычные ходовые товары, что позволило бизнесу не разориться.
Это яркий пример того, как импровизация и умение подстраиваться может спасти ситуацию. Но как научить сотрудников мыслить в нужном русле?
Как научиться плодотворно импровизировать
Существует три типа импровизации: имитационная, реактивная и генеративная. Первый подвид характерен для новичков. Он заключается в том, что человек повторяет действия более опытных коллег или конкурентов с минимальными изменениями.
Реактивная — ответ на импульсы. Это реакция на незнакомую ситуацию и попытка взять контроль в свои руки путем поиска нестандартного решения, то есть не опираясь на пример или опыт коллег.
Генеративная импровизация — наша цель. Она позволяет не просто «отбивать волан ракеткой», но и задавать нужную траекторию полета. Такая импровизация помогает принимать удачные решения и прогнозировать их последствия. Ведь мало просто предложить новую идею. Важно понимать, насколько ее внедрение поможет бизнесу, и как это повлияет на развитие компании. Именно такую импровизацию важно развивать.
Способ 1: игровой
Можно последовать примеру американского агентства Horizon Media. Руководство устраивает в офисе классы импровизации и время от времени приглашает разных стендап-комиков. Такой подход показывает хорошие результаты: сотрудники учатся импровизировать, сплачиваются как команда, узнают друг друга и снимают стресс. Правда, это довольно затратно по финансам, времени и энергии.
Способ 2: инициативный
В креативном агентстве Hungry Boys есть традиция делать вдохновляющие презентации по понедельникам. Этот день выбран неслучайно, ведь начало рабочей недели — самое сложное время, когда нужно «отойти» от выходных и вновь настроиться на продуктив. Как раз в такие моменты заряд вдохновения — что надо!
Каждую неделю среди сотрудников выбирается спикер, который готовит презентацию об интересных кейсах или важных событиях в сфере маркетинга.
Чтобы стало проще импровизировать: 6 способов побороть свои страхи и стать смелее
Способ 3: театрализованный
В агентстве MOST Creative Club проводился эксперимент, в ходе которого сотрудники разыгрывали не совсем обычные театральные представления в выездном лагере. Их суть заключалась в том, чтобы рассказать историю (попрактиковаться в сторителлинге). Каждому участнику нужно было отыграть героя со своей историей и проблемой. Организаторы эксперимента придерживаются мнения, что суть любой рекламы — попытка рассказать историю.
Что делать, если Вам сложно раскрепоститься? Научиться импровизировать — такая же цель, как и пробить финансовый потолок или развить какой-нибудь навык. Чтобы было проще ее достичь, рекомендую зарегистрироваться в бесплатном сервисе: https://savethebusinessman.ru/dashboard
С помощью визуализации и других предложенных техник можно превратить мечту в цель и достичь ее с минимальными усилиями!
Способ 4: стимулирующий
Если предыдущие два варианта больше подходят для людей, связанных с маркетингом и PR, то этот способ одинаково действенный практически в любой сфере. Просто поощряйте сотрудников за внесение предложений. У некоторых работников есть идеи, как улучшить работу компании. Но их не высказывают по ряду причин: не хотят показаться глупыми, думают, что их мнение никому не интересно, и т. д.
Даже если конкретно Вы не давали поводов бояться, к сожалению, наш менталитет пропитан негативными установками. Чего только стоят пословицы: «благими намерениями вымощена дорога в ад», «слово — серебро, а молчание — золото» или банальное «инициатива наказуема».
Проговорите, что Вы ждете от сотрудников предложений и идей. Награда необязательно должна быть материальной (хотя премия — один из лучших стимулов). Во многих случаях человеку просто хочется быть услышанным и получить чуть больше уважения со стороны начальника и коллег.
Надеюсь, я смогла Вас убедить в том, что умение импровизировать — важный навык для сотрудников практически любой компании. Поощряете инициативу сотрудников, и они помогут Вам развивать бизнес, а не станут просто слепо выполнять свои функции.
РазноеОставить отзыв
Читайте, почему умение правильно импровизировать стало одним из ключевых для работников компаний. БОНУС для начальников: 4 способа научить сотрудников креативной гибкости
Виктория Бородинова